НОВОЖЕЕВ СЕРГЕЙ ЮРЬЕВИЧ (ВЛАДИВОСТОК)
СЕРДЦЕ МОЕ ПОМНИТ!
С рождения мы учимся жить,
Воспитанием занимаются папы и мамы,
Опытом и знанием делятся дедушки и бабушки,
К школам готовят воспитатели,
Образование и профессию дают преподаватели,
Так происходит от поколения к поколению,
Так устроена жизнь.
Жизнь моя с детства была не простая. Сначала родители замечали, что я плохо разбирал речь, неправильно выговаривал слова и отставал от обычных детей. В общем, медленно развивался. Выяснилось, что у меня был слабый слух, нужен был слуховой аппарат и специальные развивающие занятия. Так я стал ходить в детский сад со слуховым аппаратом и посещать учреждение, где педагог проводил со мной дополнительные занятия.
Под его руководством, я с матерью вырезал разные картинки из журналов, клеил в альбом и писал под ними печатными буквами короткие стишки. Мы описывали содержания рисунков и обсуждали их значения. Решал простые задачки с помощью палочек, потом писал десятичные цифры. Во время занятия, специалист следил за моей речью и поправлял неправильно произнесенные слова. Прошло уже столько лет, а я до сих пор помню улыбающуюся женщину в белом халате. Очень хорошо помню, как мы вырезали большого красивого льва с пышной гривой, приклеивали в альбом и писали под ним большими аккуратными буквами «Лев». И еще помню, как во время решения задачки, мы убирали или добавляли ярко-красные тонкие палочки.
Перед началом учебного года, у меня неожиданно изменилось зрение. Перед моими глазами все стало непрерывно двигаться и качаться… Лечение не помогало, пришлось приспосабливаться к новым условиям. Во время чтения или письма, мне приходилось ловить бегающие буквы и попадать карандашом в нужную точку. Так педагог и воспитатели подготовили меня к школе.
В школе №75, где я учился 3 класса, учительница старалась облегчить мне учебу. Чтобы лучше слышал, ходила поблизости и вела уроки. Чтобы не разбирал задания на доске, висевшей перед моей партой, клала мне на парту учебники с выделенными простым карандашом упражнениями или задачками. Я спокойно выполнял уроки. Когда мне попадались тетради с бледными линиями или клеточками, учительница с помощью линейки чертила их поярче и проводила поля. Также, по просьбе преподавателя, мне помогала девочка, которая сидела со мной за одной партой. Еще они списывали в мой дневник домашние задания с доски. Так я смог закончить три класса в обычной школе.
Потом некоторое время учился в Артемовской специализированной коррекционной школе для слепых и слабовидящих детей. Здесь меня научили системе Брайля. Помню, как во время урока, учительница накрывала полотенцем мои руки и брайлевскую книгу, чтобы не подглядывал… Когда она увидела, что я свободно читаю одними кончиками пальцев, убрала полотенце. Освоившись с шрифтом Брайля, я стал брать интересные книги в библиотеке и читать тайком по ночам под одеялом. Так я стал без усилий читать и писать.
Позже учился во Владивостокской среднеобразовательной школе №1, где трое преподавателей, двое из которых были незрячими, продолжили со мной учебу. Они сидели по очереди передо мной за одной партой и вели уроки. Было удобно, потому что из-за моего ухудшающегося слуха, им приходилось говорить четко и повторять незнакомые слова. Иногда писали по Брайлю и давали прочитать. В школе было много брайлевских учебников, дополнительных материалов и рельефно-графических рисунков. Также были карты и глобусы, которые можно было трогать руками. Так я закончил среднее образование и получил аттестат.
Также ходил в Приморскую краевую библиотеку для слепых, где изучал компьютер с брайлевским дисплеем. Незрячий специалист знакомил меня с необычной техникой. Я запоминал раскладку клавишей на клавиатуре и учился печатать вслепую. Частые тренировки увеличивали скорость печатания. Потом освоил программу фотошоп и стал рисовать рисунки для рельефно-графических пособий. Так я стал постоянным посетителем библиотеки, собирал разные материалы с изображениями, оформлял и печатал к ним описания.
Одновременно с учебой, посещал центр реабилитации слуха и речи. Здесь специалист тренировал мою речь с помощью специального оборудования. Это напоминало мне детство, когда учился писать печатные буквы, читать и считать. Разница было в том, что сидел в наушниках и держал в одной руке микрофон, а в другой вибрирующее устройство. Педагог читал тексты в свой микрофон, а я повторял за ним. Когда мне не удавалось произнести трудное слово, мы повторяли его до тех пор, пока не проговаривал правильно и четко. Так многолетняя тренировка сделала меня другим человеком – я стал более общительным и уверенным в себе.
С детства учился у отца мужскому делу. Когда он делал или чинил что-то дома, показывал, как надо обращаться с инструментами. Мы вместе пилили, строгали, заколачивали гвозди, закручивали шурупы, паяли, меняли прокладки в смесителях и прочее. Я внимательно наблюдал за его работой и мечтал быть таким же умелым. Стоило ему взяться за какое-нибудь дело, как я тут же присоединялся. У него было много инструментов, и он бережно обращался с ними.
У дедушки, отца моей матери, тоже были золотые руки. Очень хорошо помню самодельный стол, который он сделал для моих родителей, когда они поженились. И помню, как он постоянно мастерил у себя дома, сверлил ручным сверлом, стучал молотком, клеил и многое другое. Был фотографом, проявлял пленки и делал фотографии. Играл на гитаре и пел песни. Он не мог сидеть без дела. Я ходил тенью за ним и с любопытством наблюдал… К сожалению, из-за проблем с сердцем, он рано ушел из жизни, когда мне было всего шесть лет. Так я научился полезным вещам и по мере своих возможностей, стараюсь делать мужскую работу самостоятельно.
Были у меня наставники,
С детства писать и считать учили,
К школе терпеливо готовили,
Образование неумолимо давали,
Шрифт Брайля освоить помогли,
Работа с компьютером и книгами была,
Уверенность в общении дали,
Мастерить самостоятельно учили,
Благодарность огромное всем,
Сердце мое помнит!