vladivostok.jpg

СМИРНОВА ЛАРИСА ФЕДОРОВНА

Рейтинг:   / 48
ПлохоОтлично 

Смирнова Лариса ФёдоровнаБЫЛ У МЕНЯ НАСТАВНИК…

      

Во всякое время принято считать, что в школах Москвы и Санкт-Петербурга можно получить глубокие знания; только из  стен этих школ выходят интеллигенты, в самом прямом смысле этого слова, но эти так называемые «умники» глубоко заблуждаются в своих оценках, и я постараюсь это доказать.

С первого и до десятого класса я училась в спецшколе-интернате в городе Гродно (республика Беларусь). Среди немалого количества учителей и воспитателей кого я считаю своими наставниками, был и Виктор Семенович Кудлачев, он же детский писатель. (Одна из его книг «Когда смеются дети» есть в базе Логос).

 

 

 

 

 

 

Солнечным сентябрьским днем 1962 года на перемене к нам подошел наш одноклассник Володя Кугай и сказал: «Сейчас к нам придет Виктор Семенович с баяном и будет пение». После звонка на урок к нам, первоклассникам, вошел учитель пения с голубым баяном. Знакомство с нами началось с того, что наш педагог вызывал каждого ученика и просил спеть песню, которая ему хорошо знакома. Под аккомпанемент баяна получалось петь только одну песню «Веселые гуси». Я знала много песен, но так было велико мое желание спеть, чтобы мне кто-то с аккомпанировал на баяне. Я сделала свой выбор на этой песне. По окончанию знакомства с нами Виктор Семенович объявил нам расписание своих занятий и сказал, где они будут проходить. Следующие уроки пения проходили в расположенном на первом этаже кабинете для музыкальных занятий. С детства я любила петь и слушать музыкальные произведения. Виктор Семенович требовал от нас не только правильного исполнения заданных нам песен, но и, чтобы мы безошибочно знали, исполненные им на баяне, музыкальные произведения. Если звучала классическая музыка, то мы должны были знать фамилию композиторов, а также из какого балета или оперы этот отрывок. Все это требовалось от нас с первого года обучения. В дальнейшем этот метод преподавания сыграл колоссальную роль во время моей учебы в музыкальном училище и музыкально-педагогическом институте. У меня развилась феноменальная память, я лучше многих писала музыкальные викторины. На его уроках мы знакомились с звучанием музыкальных инструментов. В четвертом классе мы должны были на слух определить тембры певческих голосов во время исполнения песен. В старших классах наш учитель знакомил нас с характеристикой творчества композиторов классиков; перед тем как произведение прозвучит, мы знали о том, кто его исполняет. Виктор Семенович помогал нам объективно оценивать исполнительские качества инструменталистов и певцов. Например, в пятом классе я резко отрицательно высказалась о Владимире Высоцком - певце. Виктор Семенович ответил: «Часто под него подстраиваются люди, не обладающие певческими навыками и не имеющие голоса. Они выдают себя за него». Преподаватель рассказывал об истории создания услышанных на уроке песен, о том, что происходило во время записи на пластинку. Не забывал рассказывать нам о незрячих музыкантах-инструменталистах. А также о творчестве незрячих композиторов. Все это возымело свое действие, но об этом позже. А пока я вернусь в детство. 

         В конце сентября, я и три моих одноклассницы стали участниками младшего школьного хора под руководством Виктора Семенович Кудлачева. Это было в первый год моей учебы в выше указанной школе. Через два года я уже пела альтовые партии, еще будучи дошкольницей я мечтала научиться играть на фортепиано. Когда мне исполнилось девять лет мои родители выбрали мне для музыкального занятия аккордеон, а на мою просьбу относительно моего выбора мама сказала: «Справа у него фортепианные клавиши, а слева как у баяна». Внутренним слухом я слышала звучание обеих рук в совместном звучании, но, когда у меня появился инструмент и зазвучали звуки правой клавиатуры, я мысленно произнесла: «Зачем, зачем я повстречала его на жизненном пути». Я смирилась, потому что у нас в школе не было постоянного преподавателя по фортепиано. На этом инструменте детей учили играть педагоги, которые не владели методикой обучения игре на фортепиано. О возвращении покупки в магазин не могло быть и речи. Тольку от моих занятий кот наплакал. Страх родительских наказаний удерживал меня не оставлять занятий. Поэтому Виктор Семенович меня терпел. В том же 1964 году мой педагог убедил родителей своих учеников в необходимости обратиться в соответствующие инстанции с просьбой открыть в нашем интернате детскую музыкальную школу. В сентябре 1965 года в стенах нашей школы открыли филиал детской музыкальной школы. Наш директор поручили Виктору Семеновичу отобрать способных и трудолюбивых детей для обучения игру на баяне, фортепиано и кларнете. Радости моей не было конца, когда я узнала о том, что я буду поступать Детскую музыкальную школу для обучения игре на фортепиано Виктор Семенович сумел не только убедить моих родителей в правильности нашего выбора, но на первых порах наблюдал за моим отношением к занятиям и я не подвела. В 60-х и первой половине 70-х годов в нашей школе музыкальному воспитанию детей предавалось большое значение. Дети занимались в духовом и эстрадном оркестре, в оркестре баянистов, пели в хоре младших и старших классов, пианисты исполняли соло. Младший хор пел на два голоса, старший хор уже на четыре голоса. Наш завуч Яков Исаакович Бутовский и Виктор Семенович часто говорили нам: «Профессия музыкант одна из самых интересных, почетных и востребованных. Требуется не мало упорного труда, чтобы таковым стать». В девятом классе на одном из последних уроков пения наш преподаватель показал нам книгу Глеба Смирнова «Отчий край». В ней печатались музыкальные произведения незрячих композиторов и их биографии. В ней я нашла сведения о пианистах и теоретиках и воскликнула: «Я тоже смогу!». «Сможешь, конечно, сможешь!», - сказал Виктор Семенович. Прежде чем достигнуть поставленной цели, я, проходя тернистый путь, преодолев препятствия, пронесла в моем сердце эти слова. Они укрепляли меня.

         Разные цели и задачи ставят люди приходя на работу к инвалидам. Одни, чтобы побольше заработать и поживиться за государственный счет; другие быть их наставниками желают люди, которые любят свою профессию и нас. К категории последних относится Кудлачев Виктор Семенович. В детстве подорвавшись на мине он потерял зрение, но при этом не утратил силу воли, любви к жизни, к своему делу и к нам. Не мало детей прошли через его руки, и они стали музыкантами. Среди его учеников не мало преподавателей детских музыкальных школ, два педагога преподавали баян в музыкальном училище города Молодечно Минской области, руководители художественной самодеятельности, одна в музыкально-педагогическом училище, одна в Вильнюсском хоре для слепых. Он наставил меня и других учеников на твердый жизненный путь…

ГКУК "ПКБС"