vladivostok.jpg

САВЕЛЬЕВ ВАДИМ НИКОЛАЕВИЧ (ФОКИНО)

Потеряв зрение в юном возрасте, некоторое время я просидел дома. Постепенно привыкнув и адаптировавшись к новому состоянию, освоившись в быту, что-то заскучал. Пришло понимание того, что нужно достигать чего-то большего: общения, учебы, развития никто не отменял. Узнав, что в городе Артеме есть УПП, устроился туда на работу. Тем более, там была вечерняя школа, а потому вопрос, идти туда или нет, даже не стоял. Это был первый шаг к самостоятельной жизни и реабилитации. В общежитии мне показали магнитофон для прослушивания книг, часы, настольные игры и тому подобное. Все это вызывало у меня живейший интерес. Обучение ориентировке в пространстве проходило не без помощи других людей, имеющих навыки и опыт в этом деле. Всегда найдутся те, кто может помочь, главное, чтобы сам не сторонился.

Когда мне впервые показали систему Брайля, мне стало жутковато. Первая мысль пришла: как этим безобразием можно пользоваться? Жуть какая-то! Как можно читать эту беспорядочно расположенную ораву точек? Так дошло дело до поступления в вечернюю школу. До сих пор сохранилось теплое чувство к преподавателям. Много стараний было приложено с их стороны к моему обучению. Учителей было трое. Геннадий Иванович Киселёв – заведующий школой, он же преподавал историю, к сожалению, ушел из жизни; Фаина Анатольевна Киселёва преподаватель русского и литературы. Она и обучила меня системе Брайля, но об этом чуть позже. Вера Тимофеевна - преподаватель алгебры и геометрии, от нее я узнал о математических брайлевских знаках.

Так вот, поступив в школу, начал изучать брайль. Вот тут и начались «хождения по мукам», не берусь судить, кто больше испытывал этих мук - я или Фаина Анатольевна, но горя она хватила, обучая меня. Привычка писать по плоскому слева направо сказывалась некоторое время и сильно мешала. Постепенно этот точечный и беспорядочный хаос, какой мне показалось система Брайля в первый раз, когда увидел ее, стал оформляться в строчки. Когда стал разбирать отдельные знаки, точнее, изучать их, первая мысль появилась, что это не знаки, а какие-то «крокозяблики». Чуть позднее все оформилось в нормальные буквы. На изучение рельефного алфавита ушло около трех месяцев. Фаина Анатольевна потом, когда вся эта эпопея благополучно завершилась, сказала, что был такой момент, когда она уж подумала, что не сможет меня обучить. К моему счастью, ее высокий профессионализм как преподавателя, упорство и желание помочь другому принесли свой результат.

Свидетельство о среднем образовании мне пригодилось при поступлении в медицинский колледж на массажиста. Еще многим и многим эти учителя дали путевку в жизнь, вытащив их из домов! Можно назвать везением, что эти люди с большой буквы встретились на моем пути. С Фаиной Анатольевной уже на протяжении десятков лет поддерживаются деловые отношения. Трудно представить, что можно не уметь читать и писать. Да, во многие сферы нашей жизни вошли современные компьютерные информационные технологии, но грамотности еще никто не отменял, да и не отменит. Людям, утратившим слух и зрение, не обойтись без брайлевского дисплея. Да и на планшетах сейчас можно воспользоваться функцией брайлевского шрифта. Одно другому не мешает.

В Бийске в ЦРС мне встретился человек, не умеющий читать и писать, но за время социальной реабилитации эта проблема была устранена. Трудно переоценить работу преподавателей в школах-интернатах, в вечерних школах или, как еще называли, УКП и ЦРС. Конечно, есть люди, которые в силу возраста или плохого осязания не могут обучится брайлю. Для таких людей найдутся другие варианты. Выход всегда найдется, если не опускать рук. Люди, готовые помочь, всегда найдутся.

ГКУК "ПКБС"